Миропілля.UA

Пятница, 23.06.2017, 23:31

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Информация о сайте | Регистрация | Вход

Краю сивих озер і казкових лісів,
І безкраїх степів, білотінних садів!
Краю тихих річок і широких лугів,
Я щасливий безмежно, що життя тут зустрів!
Що купався я в травах,у росі кришталевій,
Я п*янів від квітучих ланів,
Не вміщав в своїм сердці, краси заквітлих лугів!
Де б не був я далеко, я все линув до тебе,
Мені снився над лісом, голубий кусок неба,
Мені снився лелека на розбитій вербі...
Я прокинувся, ненько, й поклонився Тобі!
Своє серце кладу Тобі ненько до ніг,
Прихилив би і зорі якби тільки зміг!
(Дарина Стріла)

Этот сайт я посвящаю всем, кто
родился и вырос в Мирополье,
кто любит и гордится своей
маленькой Родиной.

Создать сайт о Мирополье, у меня возникло желание давно. Тем более что в интернете очень мало информации об этом прекрасном месте. И ещё, потому что с Мирополья по всему миру разъехалось очень много прекрасных людей. И я думаю что когда то, кто нибуть из них зайдёт сюда, и как минимум не обругает меня за то , что у меня получилось. Пусть меня простит посетитель, если что не так, но это мой первый сайт, и я только учусь (как говорил великий маг). Но надеюсь, что и с вашей помощью, он будет изменяться только в лучшую сторону.


А теперь немного истории.

Современная территория Мирополья в 13-14 веках входила в состав Рыльского княжества, а в 1503 году по перемирию с Литвой все северные земли вошли в состав Московского государства.
Особенно быстро заселялась эта территория в 16-17 веках выходцами из Правобережной и Левобережной Украины, бежавшими от гнёта Польских панов и крепостного права. Здесь же населялись территории и для охранырусских границ беглыми русскими крестьянами и служилыми людьми. В середине 17 века переселенцы основали новые города Острогожск, Харьков, Лебедин, Сумы, Ахтырку, Змиев, Мирополье и многие слободы. В 17 веке на слободской Украине сложилось слободское казачество, в основном из переселенцев с Украины. Оно просуществовало до 1763 года.
Своё название Слободская Украина получила от многочисленных слобод, основаных переселенцами на ничейных в то время землях. В связи с ликвидацией казачества, на Слободской Украине появилось много ремесленников и много мелких торговцев. Среди городских жителей появилось много мещан. Мещане, это было такое сословие в царской России. Это безземельные, прежде всего, люди. Люди "свободного состояния" но подати (налоги) платили. Это сословие включало городских жителей ремесленников, торговцев и других безземельных граждан. Это сословие было наследственным до 1861 года.
На территории современного Мирополья первые поселенцы обосновались в 15-16 веке в дремучем лесу по речке Мырна(тихая) Пилька, что и явилось основой для названия будущего города Мирополье. Эта тихая лесная речка в последствии обмелела, а затем и высохла вовсе, оставив некоторые следы в районе Староселья.
В конце 17-го и в начале 18-го век4а в дремучих лесах по рекам Псёл и Удава за счёт беглых поселенцев росли одновременно три слободы: Пенянка, Студенок и Запсёлье. В последствии эти слободы слились со слободой Мирополье, и в 1887 году, Мирополье с этими слободами вместе уже насчитывало 18 тыс. человек населения.
Название слободы Студенок происходит от русского слова "студёная". В районе "Каленниковой" белоглинистой горы, где проживали поселенцы слободы Студенок, функционировали естественные родники с очень холодной водой. Там то прохожане в своё время пили студёную воду, поили лошадей, делали привал (отдых) у студёной воды. Отсюда и название - Студенок.
Слобода Пенянка не упоминалась в истории Слободской Украины. Пенянские старожилы толклвали что на землях Пенянки когда-то росла богатая конопля. Из конопли делали волокно, которое называлось "пенька". Там у поселенцев было много пеньки. Сюда приезжали покупать пеньку, отсюда и название слободы - Пенянка.
Слобода Запсёлье получила своё название от местного определения. "Где живут такие-то люди?" - "По ту сторону реки Псёл", "За рекой Псёл", "За Пслом". Отсюда и название - Запсёлье.
К началу прошлого века в центре Мирополья была организована большая базарная площадь, где было потом 40-50 крупных лавок магазинов. В 1915 году их было уже 76. Было узаконено четыре ярмарки в году. Первая в честь Нового года первого января. Вторая в честь Святой Троици 9этот праздник постоянного числа не имеет. Он празднуется на 49 день после праздника Пасхи).Третья в честь святого Ильи Пророка20 июля ( по старому стилю). Четвёртая ярмарка проводилась первого сентября в честь "Святого Семиона". Кроме ярмарок ежедневно проводились большие базары, в понедельник и в пятницу.
В середине 17 века была построена в центре Мирополья, на берегу реки псёл, красивая в архитектурном отношении, каменная церковь Успения. Позже переименована в Успенский собор.Несколько позже в слободе Запсёлье была построена церковь имени "Казанской иконы". В первой половине 19 века были построены почти одновременно в слободе Студенок церковь имени "Николая Чудотворца", в центре Базарной площади церковь Преображения и в слободе Пенянка - церковь "Архангела Михаила". Следует сказать, что в этих местах церкви были и раньше, но деревяные. В 1821 году в Мирополье был большой пожар, сгорело 70% домов, сгорели и церкви, кроме Успенского собора. После этого на их месте уже были построены большие, каменные соборы с богатой архитектурой. Об этом свидетельствует сохранившаяся в Запсёлье церковь "Казанской иконы", и остатки Преображенской и Николаевской церквей.
Колокольня Николаевской (студенской)церкви, например, была высотой, с крестом на верху, в 56 метров, а главный колокол весил 286 пудов. В конце 19 века ещё была построена монахами на базарной площади церковь "Сергия Радонежского", а в 1904-1907 годахбыла построена на кладбище, купцом 2-й гильдии Хоруженко церковь "Всех Святых". Тогда же был построен и красивый деревянный мост через реку Псёл 216 метров длинны и 11 метров высоты. В 1899 году была организована частная женская прогимназия. В 1900 году было открыто 2-классное образцовое училище. Кроме этого в каждой слободе были мужские земские и женские церковно-приходские начальные школы. В центре города было ещё Мещанское училище.
Мирополье окружали луга, леса, белые горы. В 4-5 километрах от Мирополья, на красивой белокаменной горе величаво был расположен Белогорский мужской монастырь. Монастырь построили братья Купреевы во второй половине 18 века. Купреевы были богатые купцы из города Суджи, что в 20 километрах от Мирополья. Там были сады, цветники и соборы. Главный колокол на Преображенском соборе в монастыре весил 316 пудов. В 1915 году всего монахов было 318 человек.
В целом к концу 19 века Мирополье представляло собой красивое, утопающее в сада местечко, с населением около 20 тыс человек. В честь вступления на престол последнего царя Николая Романова, коронация которого была 14 мая 1896 года, слобода Мирополье Суджанского уезда Курской губернии была переименована в заштатный город Мирополье. В 1916 году городская часть (включая и Забодух) Мирополья составляла 9 тыс человек населения. Студенок - 5 тыс 400Человек., Пенянка - 4 тыс 600человек., Запсёлье - 4 тыс 300. Всего в Мирополье было 23 тысячи 600 человек в 1916 году.
В Мирополье общественной земли было мало, поэтому основная масса людей занималась разным ремеслом или мелкой торговлей. Только 10-15% населения занималось сельским хозяйством. Крестьяне, имевшие небольшие земельные наделы, сами землю не обрабатывали, а сдавали в аренду за плату или сдавали другим крестьянам "с половины". Многие вовсе продавали свои наделы, и жили только ремеслом или торговлей и переходили по желанию в сословие мещан.
Миропольци были красивые, в основном самолюбивые и гордые люди. Любили хорошо одеваться. В Мирополье было много талантливых людей: певци, танцоры, музыканты и т. д. 10-15% молодёжи умели хорошо играть на гармошках, баянах, скрипках и др. инструментах. Многие из зажиточной части молодёжи учились в высших и средних учебных заведениях. Не грамотных в Мирополье не было. Много было специалистов-мастеров: сапожников, кожевников, кузнецов, столяров, портных.
До Октябрьской революции почти всё мужское население умело играть в карты. Многие играли на деньги. В 1912 г. в центре города имелись специальные клубы картёжников (Сумец, Волков, Пелипейченко и др.), где ежедневно днём и ночью проходила игра в карты на деньги. Некоторые проигрывали лошадей, костюмы, земельные наделы и даже дома. Очень развито было пьянство. Имелись рестораны и множество кабаков. Среди молодёжи имели место частые драки со смертельным исходом. Не было ни одного года, что бы праздник Пасхи прошел без убийства среди молодёжи. Основное место драк было кладбище и Соборная улица, где молодёж собиралась со всего Мирополья для свиданий и проведения праздника Пасхи.
С незапамятных времён был занесён в Мирополье древний славянский обычай играть в 2кулачки" (безобидная драка кулаками). Ежегодно в период с 25 декабря по 7 январяст. стиля (Рождественные и Крещенские святки) проходили эти кулачки, из которых выходили почти все с окровавленными физиономиями. Игра в "Кулачки" обычно начиналась среди школьников, потом втягивалась молодёж старших возрастов, включая и женатых, и к исходу дня уже дрались старики-бородачи.
Ещё немного о "кулачках". Обычно "кулачки" начинались на улицах, а для генерального, так сказать, сражения, переходили на лёд вдоль реки Псёл. На одной стороне сражались горожане, Запсёльцы и Забодух, а на другой стороне Пенянка и Студенок. Многие любители наблюдать "чья возьмёт" играли на "пари" и проигрывали большие суммы. Проигрывавшие обычно покупали водку выигрывавшим.
Несколько слов о реке Псёл. В начале 20 века Псёл был шириной (в районе Мирополья) в среднем 150 метров. В период 1910-1920 годов, в основном были холодные зимы с большим количеством осадков в виде снега. В эти годы весной половодье настолько было сильным, что Псёл от Монастыря до города Сумы разливался на несколько километров. В пригородном посёлке Забодух часто хаты были затоплены, а жители переселялись лодками в город. Были случаи когда после спада воды, вернувшиеся жители обнаруживали в хатах много больших рыб, особенно сомов. Вобще в те годы Псёл был рекой многорыбной.
В 1914-1915 годах курсировали моторные лодки по маршруту Сумы-Мирополье. Речь шла среди торговцев об органицации пароходства по этому маршруту.
Своеобразная психология миропольцев сказалась в первое время революционных лет и гражданской войны. На стороне белых сражались единицы более зажиточной части населения. Столько же было и на стороне красных. Основная масса молодёжи была дезертирами "зелёными". Почти до конца гражданской войны многие скрывались по лесам и придерживались "середины". Только в 20-х годах уже большинство перешло на сторону Советской власти и принимало участие в рядах красной армии.
Несмотря на то, что основная масса миропольцев была кустари-ремесленники, артелей, промышленных коопераций и других массовых объединений не было организовано. Новая экономическая политика проводимая советской властью в 1924-1928 годах, многими в Мирополье была не воспринята. Период колективизации большинством был воспринят болезненно. Вследствие чего, многие из Мирополья выехали и поступили на предприятия. Население стало уменьшаться, и после Второй Мировой войны, Мирополье потеряло значение районного центра.
В настоящее время Мирополье является обыкновенным селом Краснопольского района, Cумской области с населением от 3 до 4 тыс человек.

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 100

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0